Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
На главную / История / Христианство в Кавказской Албании / Население и язык Кавказской Албании


Население и язык Кавказской Албании

Наиболее ранние сведения о населении Кавказской Албании содержатся в книге античного автора II века Арриана «Поход Александра», где он сообщает об участии албанов в составе ахеменидской армии против войск Александра Македонского в битве при Гавгамелах в 331 году до Рождества Христова 71.

Единое же Албанское государство сложилось ко II-III веку до Р.Х. на основе объединения 26 племен во главе с верховным вождем.

По словам Страбона, албанская народность образовывалась из 26 племен, из которых каждое некогда имело свой язык и своего царя: «Теперь царствует один над всеми. Перед тем каждое племя, отличающееся особым наречием, имело собственного царя. Между ними существует двадцать шесть языков, потому что они не так легко смешиваются между собою» 72.

Когда с переходом к оседлому земледелию необходимость, с одной стороны, совместной обороны против кочевников и враждебных племен, а с другой – совместного производства ирригационных работ привела эти племена к объединению, то их возглавило племя албанов, вероятно наиболее мощное в экономическом и военном отношении.

Письменные источники не сохранили нам названий всех племен, входящих в албанскую конфедерацию, только о некоторых из них, по-видимому, наиболее выдающихся, имеются отдельные данные или упоминания 73.

Сведения об этническом составе населения Кавказской Албании оставили греко-византийские (Агафий, Феофан, Феофилакт Симокатта), сирийские, грузинские и арабские источники.

О народностях, составивших Албанское царство, сообщают армянские историки Агафангел (V век) и Моисей Хоренский, Лазарь Парбский и Стефан Асогик, сирийский автор Захарий Ритор (VI век), а также арабские писатели Балазури, Ибн Хаукал, Ибн аль-Факих, Ибн Руста, Ибн Хордадбек, Масуди, Мукаддаси, Истахри и Якуби. Уточнению этих сведений помогает их сравнение с данными по этому вопросу, предоставленными албанским историком Моисеем Каланкатуйским 74.

В составе населения Албании вышеуказанные авторы называют, прежде всего, албанов, сумевших объединить вокруг себя племена утиев (утийцев, удин), каспов (каспиев), геллов, легов (лезгин), чилбов (сильвов), лпинов, гаргаров, йикийцев (цахуров), цавдейцев, гардманцев, дидуров, соди (согды), таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов, глуаров, шичбов, баласичев, егерсванов, саков и другие.

Территория, населенная албанами, окаймлялась западным побережьем Каспия и простиралась от левобережья Куры до Дербента.

Наряду с албанами одним из больших племен считались утии, которые, по словам Плиния. Жили еще севернее албан – чуть ли не на землях нынешнего Дагестана. Потомки утиев – удины и поныне проживают в Азербайджане, главным образом в селении Нидж Габалинского района и Огузском районе 75.

В древних источниках встречаются названия еще двух племен на территории Албании, живших севернее албан: геллов и легов. Геллы населяли побережье Каспия до западных предгорных областей, а также юго-западные прикаспийские земли (район нынешнего Гиляна). Леги же, являясь предками современных лезгин и лакцев 76, проживали севернее геллов в гористой части побережья реки Самур. Некоторые авторы размещают гелов у юго-западного угла Каспия 77, считая их предками нынешних талышей.

О предках достаточно большого племени каспов упоминал еще Страбон, локализуя их к юго-востоку от Аракса, в низовьях Куры и Муганьской степи: «В стране албанов имеется и Каспиана, названная, как и море, по имени народа каспиев» 78.

Одной из этнических групп, населявших Албанию, были чилбы (сильвы), обитавшие на южном склоне Большого Кавказа в зоне верхнего течения реки Алазани 79. Здесь же расселены и лпины 80.

Нынешний район Нагорного Карабаха, южнее реки Куры, в бассейне реки Каркар-чай населяли гаргары 81.

Перечисляя албанские племена, древние авторы называют и саков. По мнению некоторых исследователей, саки являлись представителями одного и того же племени с маскутами 82.

Исходя из вышеприведенных данных, можно заключить, что население страны было полиэтническим, его основу, видимо, составляли народности, говорившие на нахско-дагестанской группе языков.

   Вверх, к началу страницы

71Арриан. Поход Александра. М., Л., 1962. С.110, 113-114.
72Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г.А.Стратановского). Л., М., 1964. кн.XI, гл.4.
73Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. С.44.
74См. Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861. кн.I, гл.2, 3; кн.III, гл.5.
75См. Махмуд Исмаил. История Азербайджана. Баку, 1995. С. 19.
76См. Услар И.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1886. С.43, 539-540.
77См. Алиев И.Г. История Мидии. Баку, 1960. С. 104.
78Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г.А.Стратановского). Л., М., 1964. кн.XI, гл.4, 5.
79См. Папуашвили Т.Г. Вопросы истории Эретии. Очерки по социально-экономической и политической истории: автореферат дис.д-ра ист.наук. Тбилиси, 1971. С.8.
80См. Алиев К.Г. К вопросу о племенах Кавказской Албании. М., Л., 1960. С.16.
81См. Алиев К.Г. К вопросу о племенах Кавказской Албании. М., Л., 1960. С.17.
82См. Махмуд Исмаил. История Азербайджана. Баку, 1995. С. 19.

<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >>

 


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта | Полезные статьи