Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня


Хазарская миссия католикоса Елиазара и епископа Исраиля

После смерти католикоса Виро на престол Албанских католикосов восходит католикос Захария (629-644).

Единственное упоминание имени католикоса Захария Моисеем Каланкатуйским связано с избранием его на первосвятительский престол. Историк сообщает, что избрали отличного святым житием Захарию, бывшего священником в Партаве, за большие дела милосердия, которые он творил во дни нашествия войск императора Ираклия на Албанию (20-е го-ды VII века): «Некий священник, по имени Захария, из числа служителей церкви Партава, муж святой, кроткий и смиренный, не щадил жизни своей для спасения горожан. Клятвами, молитвами и всевозможными ухищрениями он спас многих христиан [из полона], поручался он и за евреев, и за язычников. Впоследствии эти заслуги его были оценены, и всеобщим желанием он был рукоположен в католикосы престола Алуанка»358.

После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644-671), Ухтанес (671-683) и Елиазар (683-689).

Около 681 года в результате заговора некоторых князей Арана князь Джеваншир был убит. После убийства князя Джеваншира в стране возникли междоусобные распри за обладание великокняжеским престолом Албании. Для успокоения народных масс в столицу Барду (Партав) собрались главы знатных родов, правители, наместники, вельможи, нахарары и все князья со всех концов страны, которые вместе с католикосом Елиазаром стали совещаться об избрании престолонаследника. Они «согласились избрать на престол одного из главных нахараров возвеличенного императорским титулом эксконсула и получившего чин патриция. Его звали Ва-раз-Тиридат, сын Вараз-Перожа, брата Джеваншира»359.

Сразу же после избрания на престол Вараз-Тиридата многочисленная армия хазар под командованием Алп-Илитвера вторглась в Албанию, мотивируя свое вторжение местью за убийство родственника кагана князя Джеваншира. Событие это имело место в 681 году.

Вараз-Тиридат, пытаясь обезопасить Албанию от новых вторжений хазар, решил отправить на переговоры к кагану доверенного человека, который сумел бы переломить сложившуюся ситуацию.

В 681 году к хазарам был отправлен католикос Елиазар360. Елиазар успешно справился с возложенной на него миссией – сумел смягчить сердце кагана: мир между хазарами и албанами был установлен. Чтобы предотвратить возможные набеги хазар на Албанию в будущем, Вараз-Тиридат по совету католикоса Елиазара решил направить в ставку Алп-Илитвера посольство. На собранном Вараз-Тиридатом совещании албанских князей с участием католикоса Елиазара князь заявил: «Подати, наложенные на нас жестоким народом Аравии, сильно тяготят нас, в то же время ежегодные вторжения гуннов в нашу страну тоже являются ужасным бедствием для нас, и по причине этого наша страна разоряется и ослабляется от двусторонних вражеских вторжений» 361. На совете было решено отправить к хазарам посольство во главе с недавно рукоположенном во епископы Мец Когманка святителем Исраилем.

18 мехекана 130 года армянской эры (23 декабря 681 года) посольство отправилось в путь. Моисей Каланкатуйский со всеми деталями описывает тяжелый путь, который проделало посольство. Через шесть недель оно прибыло «в великий город Варачан», где с почестями было встречено «великим князем гуннов»: «накануне сорокадневного поста они прибыли в великолепный город Варачан. Узнав о его прибытии, великий князь гуннов вышел ему навстречу с приветствием, принял с великой радостью, оказав святителю должные почести и уважение. А когда наступили светлые дни сорокадневного поста, он [Исраиль] был принят горожанами с великой любовью, они были рады ему и оказывали почести, особенно сам радетельный князь и благородные вельможи. Увидев этот радушный прием и лобызания святой любви, обрадовался весьма епископ и поблагодарил Христа за его неизреченные дары. Так, после утомительных трудностей он долгие дни отдыхал, в течение которых, однако, слышал много богохульств и видел суеверие несчастного, но приветливого народа. Он был огорчен и опечалился, увидев множество зла и раздвоение веры, ибо были люди, которые называли себя богопочитателями, но отреклись от силы [Божией] и были чужды ей»362.

Албанский историк сообщает, что в результате проповеди епископа Исраиля значительная часть хазар во главе с Алп-Илитвером приняла христианство: «князь Алп-Илитвер, его вельможи и многочисленные воины, вдохновенные весьма словами мужа Божьего, увлеченно, с охотой слушавшие его красноречивые проповеди и сладостные наставления, стали восславлять Бога, говоря: «Теперь мы истинно веруем, что Господь чрез него [Исраиля] ниспослал нам свое благодатное утешение, чтобы удержать нас от неразумных дел и всяких дьявольских поступков».

А затем, искренне и смиренно предавшись служению игу Христову, они украшали себя святостью и скромностью в дни сорокадневного поста, [строго] постились и в духовном рвении молились неустанно денно и нощно и спешили на поклонение в святую церковь…

Беспрекословно повинуясь велению святого епископа, боголюбивый князь, муж весьма благомыслящий, обязался вместе со всеми своими приближенными ежегодно свято соблюдать семь седмиц (Великого поста – А.Н.). Будучи сам весьма благочестивым, он немедленно сделался испол-нителем Божьей заповеди и разогнал сыновей мрака.

(…) Тогда колдуны, ворожеи и чародеи [слуги богини] Афродиты начали свое неистовое колдовство, стали обращаться к земле, с лживыми призывами, произнося вздорные и бессмысленные восклицания, но ничего не могли поделать своим лживым и суетным искусством. Еще незадолго до того они опутывали людей невидимыми путами и любого, кого хотели, ввергали в тяжкие муки, вселяя в них бесов, а потом говорили им лживые слова: «Вы должны приносить жертвы и дары капищам и деревьям, а вы не приносите. Поэтому-то и постигло вас это наказание от великих богов наших. Теперь возьмите вы жертвы и дары и преподнесите капищам и деревьям. Вот тогда вы и исцелитесь от этих недугов и мук». Прежде все, что ни говорили они, сатана исполнял, чтобы внушить простым людям страх. Они же своим сатанинским и дьявольским заблуждением порой на виду у всех устраивали видимость проливных дождей и засухи, иссушающей землю, и всем этим соблазняли всех и приводили к погибели страну, ибо сами, будучи в заблуждении, вводили в заблуждение непостоянных.

Но на этот раз они не смогли сотворить чего-либо подобного; им не удалось применить [свое колдовство] и устрашить мужа Божьего, и победить его, ибо знамением Святого Креста все силы их были скованы, а [чары] заперты.

Тогда начал говорить святой епископ-законоучитель. Он сказал князю гуннов и вельможам: «Я не боюсь нисколько и не страшусь, не беспокоюсь об их суесловии. Они, лишенные надежды на истинную жизнь в Боге, думают устрашить и меня своим языческим колдовством, как и всех других суеверных. Я не боюсь ни капищ ваших, ни высоких деревьев, которые изменят свой вид передо мной. И я буду действовать бесстрашно, открыто, на виду у всех, уповая на благодать Святого Креста Христова. Я избавлю ваши сердца от сомнений и от заблуждения поклонения деревьям, которые сами по себе ничто и ничего не могут сотворить: ни зла, ни добра, ни вознаградить служителей [своих], ни наказать врагов, в чем сами убедитесь на примере немых идолов увидев своими глазами, как я разобью их вдребезги своими же руками и брошу под ноги на попрание людям».

С этими словами епископ приказал священникам взять в руки топоры, опуститься на колени и помолиться Богу, читая следующий псалом: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». Затем он осенил знамением креста высокие деревья, посвященные скверному Аспандиату, после чего священники двинулись в рощу и повалили все деревья. [Епископ] тут же велел перевезти бревна в город Варачан. Пригласив к себе искусных мастеров по дереву, он приказал изготовить из круглых бревен прекрасный крест. Вырезав [из дерева] раз-личные изображения, прикрепили их к кресту, украсили великолепными орнаментами и весь, сверху донизу покрыли лаком.

А также с правой стороны его, сверху донизу, один за другим он разместил и прикрепил большими гвоздями сверкающие, великолепные кресты [серебряные]. В нижней части креста была сделана квадратная выемка, с двустворчатой дверцей, на которой была вырезана лилия. Туда и поместили серебряный футляр, в форме креста с частицею Креста Господня.

Соорудив крест и снабдив его различными и чудесными украшениями, он установил этот крест для обетов и молитв восточнее царского дворца и сказал: «Поклоняйтесь Господу, Творцу вашему, перед животворящим этим крестом. Вы, что по невежеству своему раньше поклонялись древу этому, ели мясо и пили кровь животных, принесенных в жертву дэвам перед этими деревьями, поклоняйтесь теперь этому Кресту и невидимому Богу. Ведь вместо посвященных деревьев воздвиг Он Крест свой во вселенной. Вместо крови жертв Он отдал свою кровь во искупление [грехов] наших. И я знаю, что все, что вы ни делали в прошлом, делали по невежеству своему. Впредь сами приближайтесь к престолу благодати Божьей, сбросьте с себя все тяжкие пороки вашего язычества, и да будете вы достойны носить ризу светлой славы».

И благоверный князь гуннов, услышав все это вместе со [своими] вельможами, еще больше ободрился в любви и страхе перед Богом. Он увидел и то, что ничего из того, чем грозили колдуны, не сбылось, и деревья близ капищ не причинили ему [Исраилю] никакого вреда, и не постигли его ни тяжкие недуги, ни смерть. Но, напротив, [епископ] еще больше просветлел и ревностно усердствовал в служении Христу. Тогда и они более укрепились в вере и стали внимать словам его учения.

И повелел князь властью своей высокой схватить поклоняющихся сатане и дьяволам колдунов и ворожеев, вместе с главными жрецами, связать им руки и ноги и привести их к мужу Божьему. [Когда это было сделано], он отдал их в руки епископа. Тот повелел некоторых из них сжечь на кострах на перекрестках дорог и улиц, чтобы показать [всем], как бессильно суетное колдовство, а некоторых бросил в темницы, и, [таким образом], вся страна избавилась от суетных верований и покорилась наилегчайшему игу служения Христу. Он повелел также снять и выбросить вон золотые амулеты, которые носили на себе язычники. А сам на глазах у всех своими руками мял и скручивал их, придавая им вид креста, и тем самым показал всем свою праведность.

Все эти порядки были установлены в дни святого сорокадневного поста при многотысячном царском войске гуннов, а было это подготовлено и устроено рукою епископа [Исраиля], волею Господа Бога, внушением Духа Святого, благодаря чему еще более распространилась благодать даров неизреченной славы Христа. Многие из верховных жрецов и главных колдунов были еще в оковах и находились в темнице, когда настало светлое утро святой Пасхи. И вот, по желанию князя Илитвера созвали всех горожан и там, на площади, назначили судилище. Обеим спорящим сторонам была дана возможность [высказаться] перед многочисленным собранием народа. Начал епископ. Держа в руках Божественное Писание, он заговорил словами [божественного] учения, строго браня и осуждая их. А жрецы, жалкие служители суеверные, сгорали от стыда перед Крестом Господним, который епископ все время держал в руке, [они] трепетали и впали в отчаяние. [Затем] они стали поносить себя, признавая свои грехи, [поклонились епископу] и обратились в истинную веру. Пагубные кости чар они отдали епископу, предали огню, удостоившись тем самым возрождения из святой купели.

А когда князь гуннов увидел все это, то со всем множеством народа еще более укрепился в любви к вере Христовой, оставив вовсе скверные суеверия, и в день освещения Креста, установленного епископом при царском дворце, князь и все вельможи совершили жертвоприношение. И когда священники собирались воспеть благословляющие песни над дарами перед Крестом, епископ обратился к князю [со словами]: «Обет любви своей, которую ты питаешь к Богу, исполни сегодня перед Господом, дабы примирить Его с вами. Упраздни беззаконие, чтобы не было больше никаких препятствий [на пути богопочитания]. Теперь вот Святой Дух испытывает этих старших жрецов, и вы, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И вот согласитесь со мной: в этот великий день [праздника Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище чопа, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старейших жрецов. Они должны пойти туда с проклятиями и сжечь [кладбище-рощу], лишь после того они могут быть крещены и причащены».

Когда благочестивый князь гуннов услышал все это, то немедленно поручил ему разрушить капища. Тогда епископ и князь отправил некоего Моисея, искусного мастера, вместе с другими иереями разрушать и сжигать капища, и, [в самом деле], с помощью сонма главных жрецов, они подожгли и вообще уничтожили все скверные капища идолов. Сам епископ взобрался на возвышенное место напротив идолов, опустился на колени, осенил их знаменем Господним и тотчас поднялся сильный ветер, раздул пламя, огонь охватил и уничтожил высокое капище и скверные черепа и шкуры. [Затем] с великим ликованием они вернулись оттуда в город и приняли светозарное крещение. И день этот князь и вельможи сделали [самым великим] праздником из всех праздников и [самым большим] собором из всех соборов»363.

Пришло время епископу Исраилю возвращаться назад. Посовещавшись со своими приближенными, Алп-Илитвер послал к Исраилю просьбу от знатных вельмож страны своей и всего народа, чтобы святитель остался в пределах их царства. На это предложение епископ Исраиль отвечал: «Я не вправе сделать этого без [позволения] великого первосвятителя Албании, святого Елиазара. Это в его власти. Я же имею свою епархию, как я могу оставить свою паству, которую Бог поручил мне пасти? О вас же да позаботится Господь Христос по человеколюбию своему, умножит и благословит, и даст вам пастыря по вере вашей, который будет блюсти вас согласно Евангелию Христа». Но посланники дважды, трижды повторили свою просьбу. Тогда сказал им епископ: «Повремените же до тех пор, пока с благоволения Бога вернусь я в свою страну, к благочестивому чаду моему, Вараз-Тиридату, князю Албанскому, и к святому католикосу. И если будет угодно Богу и им, то Бог исполнит вашу просьбу. То, что вы обещаете мне, это не честь для меня. [Напротив], я счел бы за славу и за счастье и ликовал бы в Господе, если бы вы жестоко пытали и замучили меня здесь. О своем же намерении вам следует письменно сообщить всему народу Албании и первосвятителю Елиазару, ибо еще со времен святого Елисея, принявшего рукоположение от святого Иакова, брата Господня, и по сей день северо-восточному краю дан апостольский престол от Иерусалима – города богообитаемого. И вы сопредельны с этой Поместною Церковью, и без согласия и совета всех сопрестольников, отцов и братьев моих, как можно мне так поступить? Ведь дело это новое и весьма велико его значение!»364. Услыхав от епископа Исраиля все эти слова, они исполнили его желание и с почестями отпустили его в свою страну.

Хазарский князь Алп-Илитвер направил Вараз-Тиридату, албанскому католикосу Елиазару и армянскому католикосу Сааку (677-703) письма, в которых сказано, что только при условии, если епископ Исраиль останется у хазар и возглавит там Церковь, «то между нами [хазарами] и вами водворится несокрушимая любовь»365, «…то прекратятся набеги диких народов наших на страну вашу, по причине единоверия»366.

Армянский католикос Саак в своем ответе хазарскому кагану в частности написал: «Теперь вот нам тяжело и трудно не исполнить просьбы вашей, но есть причины тому: он же (епископ Исраиль – А.Н.) под властью престола не нашего, но престола Албанского. Мы хотели бы и согласны, чтобы он всегда был с вами, но право и власть над ним имеет наш сопрестольник Елиазар, первосвятитель Албании. Это его дело»367.

Вараз-Тиридат и албанский католикос Елиазар также полагали, что при сохранении епископа Исраиля на положении «посредника», действующего между двумя странами, можно надеяться на длительный мир с хазарами: «Он (Исраиль – А.Н.) не может совсем оставить доверенную ему Богом паству и быть с вами. Но мы велим ему, чтобы он, по мере сил своих, приезжал к вам и возвращался и утвердил вас в вере Христовой, и сохранил нерушимую любовь, которая установлена между нами. На это мы согласны, ибо, будучи посредником между нами и вами, он положит конец вражде и утвердятся любовь и мир между нами»368.

Албанский историк сообщает, что «блаженный епископ [Исраиль] по приветливому нраву своему добровольно согласился поехать к гуннам, устраивал обе страны и попечительствовал [также] над новообращенной паствой Христовой, чтобы твердо сохранить обет и условия союза с ними»369.

Однако кратковременный мир между хазарами и албанами был вскоре нарушен. Воспользовавшись ослаблением контроля арабов над северными странами, так как в халифате после смерти халифа Муавии происходили междоусобные войны, а также забыв о единоверии с албанами, хазары в 685 году совершили очередное опустошительное нашествие на Албанию370. Разорив страну, захватив добычу и пленных, хазары возвратились на свои земли.

Из повествования албанского историка Моисея Каланкатуйского перед нами открывается одна из сторон жизнедеятельности Албанской Церкви в VII столетии – миссионерство среди язычников-хазар. Нельзя с достоверностью говорить о больших исторических успехах этой миссии, так как в дальнейшем хазары отмежевались от воспринятого ими христианства. Но в то же время мы не имеем права говорить и о бесполезности проповеди албанских епископов среди хазар, ведь о христианстве среди народов Северного Дагестана мы находим упоминания вплоть до XII века371. Еще одна деталь к общей картине истории Албанской Церкви – в один из самых сложных и трудных периодов своей истории у нее достает духовных сил и мужественных подвижников, которые становятся носителями и проповедниками евангельского учения и среди зороастрийцев-персов, и среди воинственных язычников-хазар.

   Вверх, к началу страницы

358Моисей Каганкатваци. История агван. Перевод Патканова К. С-Пб., 1861. кн.II, гл.10.
359Моисей Каганкатваци. История агван. Перевод Патканова К. С-Пб., 1861. кн.II, гл.36-37.
360Официальной датой правления католикоса Елиазара принято считать период с 683 по 689 годы. Возможно, что в 681 году к хазарам Елиазар был направлен в епископском достоинстве. Но более уместно предположить, что начало правления Елиазара приходится на 680/681 год.
361Моисей Каганкатваци. История агван. Перевод Патканова К. С-Пб., 1861. кн.II, гл.39.
362См. Кулаковский Ю. К истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке. ЖМНП, 1898. с.186.
363Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.41.
364Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.42.
365Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.43.
366Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.44.
367Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.45.
368Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.45.
369Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.II, гл.45.
370См. Киракос Гандзакеци. История. Перевод: Тер-Григорьяна Т. Баку, 1946. с.39.
371См. Православная Энциклопедия. М., 2001. Т.I, С.458.

<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >>

 


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта | Полезные статьи