IX. Предстоятели Албанской Церкви
Большую сложность составляет попытка воспроизведения имен предстоятелей Албанской Церкви начиная с I по VI века. Причину этого объясняет автор третьей книги «Истории албан», предпринявший первую попытку воспроизвести для истории имена возглавлявших Албанскую Церковь архиепископов. Он пишет: Об именах первосвященников также надлежало написать здесь достоверное для памяти. Однако [книги], повествующие о предыдущих предстоятелях – об их времени, о деяниях и именах, сожжены беззаконниками… мы все же постарались более или менее полно составить этот [список] для тех, кого это заинтересует»429.
В самом деле, ко времени написания третьей книги «Истории албан» в Х столетии вместе с архитектурными и материальными были неоднократно уничтожаемы и все литературные исторические памятники Албанской Церкви.
Первым духовным главой Албании, несомненно, является апостол от двенадцати Варфоломей (с 64 по 68 или с 68 по 71годы).
Вторым предстоятелем Албанской Церкви можно назвать ученика апостола Фаддея – святого Елисея, именуемого Албанским апостолом (с 50-53 по 60-70-е годы).
Мхитар Гош ссылается на предание, согласно которому после апостолов в истории Албании были зафиксированы имена следующих архиепископов:
Шупхалиша (Елисей), Матфей, Исаак, Карен, Панд, Лазарь.
Этот список мы находим и в одном из списков «Истории албан» Моисея Каланкатуйского430.
В первой половине IV века духовным родителем албан явился равноапостольный Григорий Просветитель – именно от его рук албаны восприняли Крещение: «и просвещал страну Иверскую и Албанию. Придя в область Габанд (в Албании – А.Н.), он поучал и наставлял народ соблюдать заповеди Сына Божьего и положил основание церкви…»431.
Святым Григорием был прислан в Албанию по просьбе царя Урнайра с целью возглавить Албанскую Церковь некий «блаженный муж, рукоположенный во епископы в городе Риме»432. Имя его осталось неизвестным.
После смерти царя Урнайра албаны просят себе нового предстоятель, которым стал внук Григория Просветителя – Григорис (~330-337) «пятнадцати лет рукоположенный во епископы страны Албании»433.
Преемников святителя Григориса, имеющих патриарщую резиденцию в Чоле, называет Моисея Каланкатуйский:
Захарий, Давид, Иоанн, Иеремия (который произвел реформу албанской письменности)434.
Сохранился список албанских католикосов435 с середины VI века:
Абас (551-595); Виро (595-629); Захария I (629-644); Иоанн I (644-671); Ухтанес (671-683); Елиазар (683-689); Нерсес I (689-706) (последний православный глава Албанской Церкви); Симеон I (706-707); Михаил (707-744); Анастасий I (744-748); Иосиф I (Овсеп) (748-765); Давид I (765-769); Давид II (769-778); Матфей I (778-779); Моисей I (779-781); Аарон (781-784); Соломон I (784); Феодор (784-788); Соломон II (788-789); Иоанн II (Ованнес) (799-824); Моисей II (824); Давид III (824-852); Иосиф II (852-877); Самуил (877-894); Ховнан (894-902); Симеон II (902-923); Давид IV (923-929); Исаак (Саак) (929-947); Гагик (947-958); Давид V (958-965); Давид VI (965-971); Петр I (971-987); Моисей III (987-993); Марк, Иосиф III, Марк, Стефан I (в период с 993 по 1079); Иоанн III (1079-1121); Стефан II (1129-1131); Григорий I (ок.1139); Бежген (ок.1140); Нерсес II (1149-1155); Стефан III (1155-1195); Иоанн IV (1195-1235); Нерсес III (1235-1262); Стефан IV (1262-1323); Сукян и Петр II (ок.1323-1331); Захария II (ок.1331); Давид VII (?); Карапет (1402-1420); Иоанн V (ок.1426-1428); Матфей II (ок.1434); Атанас II, Григорий II и Иоанн VI (1441-1470); Азария (?); Фома (ок.1471); Аристакес I (?); Стефан V (ок.1476); Нерсес IV (ок.1478); Шмавон I (ок.1481); Аракел (1481-1497); Матфей III (ок.1488); Аристакес II (1515-ок.1516); Сергий I (Саркис) (ок.1554); Григорий III (ок.1559-1574); Петр III (1571); Давид VIII (ок.1573); Филипп (?); Иоанн VII (1574-1584); Давид IX (ок.1584); Анастасий II (ок.1585); Шмавон II (1586-1611); Аристакес III Колатакци (ок.1588); Мелкисет Арашеци (ок.1593); Симеон III (ок.1616); Петр IV Хондзакский (1653-1675); Симеон IV Хоторашенский (1675-1701); Иеремия Гасан-Джалал (1676-1700); Исаия Гасан-Джалал (1702-1728); Нерсес V (1706-1736); Исраель (1728-1763); Нерсес VI (1763); Иоанн VIII Гандзасарский (1763-1786); Симеон V Хоторашенкский (1794-1810); Сергий II (Саргис) Гандзасарский (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита).
429Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.III, гл.24. 430Мовсес Каланкатваци. The history of the Coucasian Albanians by Movses Dasxuranci/Translated by C.J.F.Dowsett. London, 1961. с.288. 431Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.14. 432Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.11. 433Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Эммина Н.О. М.,1893. кн.III, гл.3. 434Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. с.280. 435На основе списка из АрмСЭ. Т.1, с.263. (цит.по: Православная энциклопедия. М., 2000. Т.1, с. 459).
|