Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня


Внешние связи Албанской Церкви

С самого начала распространения христианства в Кавказской Албании до времени становления независимой церковной организации самой стабильной связью Албанской Церкви с внешним христианским миром была неослабная связь с Иерусалимской кириархальной Церковью. Красною нитью у Моисея Каланкатуйского проходит идея генетического родства Албанской Церкви с Иерусалимской, что объясняется не только тем, что Албанская Церковь была основана прибывшими именно из Иерусалима апостолами Варфоломеем и Елисем, но также деятельностью поселившихся в Албании иудеев-назареев, еврейских христиан. В «Истории албан» также находим упоминание об албанских учениках Месроба Маштоца, которые совершили путешествие в Иерусалим и были приняты там предстоятелем Иерусалимской Церкви. Вполне логично предположить, что такое путешествие не было нонсенсом для жителей Албании.

Албанская Церковь возможно также могла поддерживать связи с Римской Церковью, откуда в начале IV века вместе с Григорием Просветителем прибыл “муж блаженный, рукоположенный во епископы, который с албанским царем отправился в Албанию возглавить Албанскую церковь. Он был назначен епископом, главой священников – каханайа-петом (древ-неарм.)” 285.

Анализ реестров сиро-персидских Несторианских Соборов свидетельствует о связях Албанской Церкви с Сиро-Персидской Церковью Востока в V-VII веках. Так в реестре Собора 420 года, созванного Мар-Йахбалахом I “епископом, католикосом, архиепископом Востока”, состоявшимся в Бет-Лапате, упомянуто присутствие глав Церквей Грузии, Армении и Арана – Албании286.

А в реестре VII Несторианского Собора 554 года упомянут епископ Албанской области Пайтакарана.

Албанская Церковь, несомненно, как и все Церкви восточные должна была поддерживать связи с Византийской Церковью. Но связь эта по всей видимости была достаточно слабой. Это обстоятельство было обусловлено отдалённостью Албании от границ Римско-Византийской империи, а также тем, что интересы Византии не простирались в отличие от Армении на Албанию.

Нахождение Албании по соседству с Грузией, Арменией и Персией обусловили связи Албанской Церкви с Грузинской, Армянской и Сиро-Персидской Церквами, о чем имеются сведения в “Книге армянских канонов” - “Канонагирке” и в армянской “Книге писем”.

Главы Албанской Церкви участвовали в поместных Соборах вместе с армянскими и грузинскими епископами. Так в 506 году на Двинском Соборе, иерархи Албанской, Армянской и Грузинской Церквей поддержали униональную политику византийских правителей, целью которой было соглашение между диофизитами и монофизитами.

На Двинском Соборе 551 года Албанская Церковь, как и Армянская, порвала с Византией и приняла монофизитство.

На Каринских Соборах 505 и 633 годов албанский клир участвовал вместе с грузинским и армянским.

Но помимо этих внешних связей с восточными церквами, что характерно для всего христианского мира и почти для всех Церквей, Албанская Церковь осуществляла и проводила еще одну взаимосвязь, только ей свойственную, которая исходила из внешней политики албанских правителей и из стратегического положения Албании. Это - связь с кочевниками-степняками тюрко-язычного мира, находящегося за Кавказскими проходами, за Албанскими воротами. С целью расположения кочевников, приостановления их систематических нашествий Албанская Церковь поддерживала с ними конфессиональную связь, посылала к ним христианских проповедников, пытаясь обратить их в христианскую веру, сделать единоверцами. Эту политику проводила Албанская Церковь вплоть до падения Албанского царства. Об этом свидетельствуют как местные албанские источники – Моисей Каланкатуйский, так и сирийские - Захарий Ритор (VI век). Примечательно, что очень часто проповедники христианства посылались из духовенства Арцаха287.

Итак, Христианство, ставшее в начале IV века государственной религией в Кавказской Албании, хотя и не стало всеобщей, общенародной религией, но, тем не менее, оно получило практически повсеместное распространение. Политика Албанского царства в V веке во многом обуславливается христианством. На этом фоне всё еще продолжают бытовать древние местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы, догмы манихейства, зороастризм с его разными сектами, насаждаемыми Сасанидами.

Но, несмотря на это, албанские цари проявляли большую заботу об Албанской Церкви и уделяли внимание не только вопросам христианской миссии в различных областях своей страны, но и заботились о просвещении и подготовке кадров священнослужителей. Проявляя заботу о христианском духовенстве, албанские правители предоставили ему большие привилегии. Они пытались уравнять его со светской знатью (азатами), освободив от различного рода налогообложений и предоставив в пользование земельные наделы. Несмотря на такие действия со стороны государственной власти, направленные на то, чтобы всячески укрепить позиции Церкви в государстве, в IV – V веках албанское духовенство экономически и политически оставалось всё ещё не достаточно сильным. Даже в решении внутрицерковных вопросов албанский клир не играл ведущей роли. Сами канонические правила Соборов Албанской Церкви разрабатывались в присутствии царя и светской знати. И юридическую силу эти постановления получали после утверждения их царской печатью288. Фактически именно албанские цари назначали епископов, созывали соборы, организо-вывали поиски христианских реликвий.

В V столетии выдающимися личностями, оставившими свой след в истории Албанской Церкви были цари Есваген, Ваче II и Вачаган III Благочестивый. Этот период ознаменован также возобновлением албанского письма стараниями царя Есвагена, архиепископа Иеремии и армянского ученого Месроба Маштоца. В этот период появляется новая столица Албанского царства – Партав, куда перемещается и престол главы Церкви, увеличивается число епархий Албанской Церкви до двенадцати, созываются Поместные Соборы.

Этот век также ознаменован и трагическим событием для христианства в Албании, возможно предопределившим её последующую участь - Албанская Церковь отвергает постановления Халкидонского Собора, примкнув на время к течению монофизитов.

   Вверх, к началу страницы

285Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.11.
286Synodikon Orientale ou recueil de Synods Nestoriens, public traduit et annote par S.B.Chabot. Paris, t.XXXVII, p.276.
287См. Мамедова Ф. Структура албанской церкви и её внешние связи. Альманах "The history of Caucasus" № 2. Баку, 2002. С.72-73.
288См. Мамедова Ф. "История албан" Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. С.137-138. 

<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >>

 


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта | Полезные статьи