Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
На главную /
История / Христианство в Кавказской Албании / Христианство в Албании при Михранидах в VII веке /
После смерти католикоса Виро на престол Албанских католикосов восходит католикос Захария (629-644). Единственное упоминание имени католикоса Захария Моисеем Каланкатуйским связано с избранием его на первосвятительский престол. Историк сообщает, что избрали отличного святым житием Захарию, бывшего священником в Партаве, за большие дела милосердия, которые он творил во дни нашествия войск императора Ираклия на Албанию (20-е го-ды VII века): «Некий священник, по имени Захария, из числа служителей церкви Партава, муж святой, кроткий и смиренный, не щадил жизни своей для спасения горожан. Клятвами, молитвами и всевозможными ухищрениями он спас многих христиан [из полона], поручался он и за евреев, и за язычников. Впоследствии эти заслуги его были оценены, и всеобщим желанием он был рукоположен в католикосы престола Алуанка»358. После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644-671), Ухтанес (671-683) и Елиазар (683-689). Около 681 года в результате заговора некоторых князей Арана князь Джеваншир был убит. После убийства князя Джеваншира в стране возникли междоусобные распри за обладание великокняжеским престолом Албании. Для успокоения народных масс в столицу Барду (Партав) собрались главы знатных родов, правители, наместники, вельможи, нахарары и все князья со всех концов страны, которые вместе с католикосом Елиазаром стали совещаться об избрании престолонаследника. Они «согласились избрать на престол одного из главных нахараров возвеличенного императорским титулом эксконсула и получившего чин патриция. Его звали Ва-раз-Тиридат, сын Вараз-Перожа, брата Джеваншира»359. Сразу же после избрания на престол Вараз-Тиридата многочисленная армия хазар под командованием Алп-Илитвера вторглась в Албанию, мотивируя свое вторжение местью за убийство родственника кагана князя Джеваншира. Событие это имело место в 681 году. Вараз-Тиридат, пытаясь обезопасить Албанию от новых вторжений хазар, решил отправить на переговоры к кагану доверенного человека, который сумел бы переломить сложившуюся ситуацию. В 681 году к хазарам был отправлен католикос Елиазар360. Елиазар успешно справился с возложенной на него миссией – сумел смягчить сердце кагана: мир между хазарами и албанами был установлен. Чтобы предотвратить возможные набеги хазар на Албанию в будущем, Вараз-Тиридат по совету католикоса Елиазара решил направить в ставку Алп-Илитвера посольство. На собранном Вараз-Тиридатом совещании албанских князей с участием католикоса Елиазара князь заявил: «Подати, наложенные на нас жестоким народом Аравии, сильно тяготят нас, в то же время ежегодные вторжения гуннов в нашу страну тоже являются ужасным бедствием для нас, и по причине этого наша страна разоряется и ослабляется от двусторонних вражеских вторжений» 361. На совете было решено отправить к хазарам посольство во главе с недавно рукоположенном во епископы Мец Когманка святителем Исраилем. 18 мехекана 130 года армянской эры (23 декабря 681 года) посольство отправилось в путь. Моисей Каланкатуйский со всеми деталями описывает тяжелый путь, который проделало посольство. Через шесть недель оно прибыло «в великий город Варачан», где с почестями было встречено «великим князем гуннов»: «накануне сорокадневного поста они прибыли в великолепный город Варачан. Узнав о его прибытии, великий князь гуннов вышел ему навстречу с приветствием, принял с великой радостью, оказав святителю должные почести и уважение. А когда наступили светлые дни сорокадневного поста, он [Исраиль] был принят горожанами с великой любовью, они были рады ему и оказывали почести, особенно сам радетельный князь и благородные вельможи. Увидев этот радушный прием и лобызания святой любви, обрадовался весьма епископ и поблагодарил Христа за его неизреченные дары. Так, после утомительных трудностей он долгие дни отдыхал, в течение которых, однако, слышал много богохульств и видел суеверие несчастного, но приветливого народа. Он был огорчен и опечалился, увидев множество зла и раздвоение веры, ибо были люди, которые называли себя богопочитателями, но отреклись от силы [Божией] и были чужды ей»362. Албанский историк сообщает, что в результате проповеди епископа Исраиля значительная часть хазар во главе с Алп-Илитвером приняла христианство: «князь Алп-Илитвер, его вельможи и многочисленные воины, вдохновенные весьма словами мужа Божьего, увлеченно, с охотой слушавшие его красноречивые проповеди и сладостные наставления, стали восславлять Бога, говоря: «Теперь мы истинно веруем, что Господь чрез него [Исраиля] ниспослал нам свое благодатное утешение, чтобы удержать нас от неразумных дел и всяких дьявольских поступков». А затем, искренне и смиренно предавшись служению игу Христову, они украшали себя святостью и скромностью в дни сорокадневного поста, [строго] постились и в духовном рвении молились неустанно денно и нощно и спешили на поклонение в святую церковь… Беспрекословно повинуясь велению святого епископа, боголюбивый князь, муж весьма благомыслящий, обязался вместе со всеми своими приближенными ежегодно свято соблюдать семь седмиц (Великого поста – А.Н.). Будучи сам весьма благочестивым, он немедленно сделался испол-нителем Божьей заповеди и разогнал сыновей мрака. (…) Тогда колдуны, ворожеи и чародеи [слуги богини] Афродиты начали свое неистовое колдовство, стали обращаться к земле, с лживыми призывами, произнося вздорные и бессмысленные восклицания, но ничего не могли поделать своим лживым и суетным искусством. Еще незадолго до того они опутывали людей невидимыми путами и любого, кого хотели, ввергали в тяжкие муки, вселяя в них бесов, а потом говорили им лживые слова: «Вы должны приносить жертвы и дары капищам и деревьям, а вы не приносите. Поэтому-то и постигло вас это наказание от великих богов наших. Теперь возьмите вы жертвы и дары и преподнесите капищам и деревьям. Вот тогда вы и исцелитесь от этих недугов и мук». Прежде все, что ни говорили они, сатана исполнял, чтобы внушить простым людям страх. Они же своим сатанинским и дьявольским заблуждением порой на виду у всех устраивали видимость проливных дождей и засухи, иссушающей землю, и всем этим соблазняли всех и приводили к погибели страну, ибо сами, будучи в заблуждении, вводили в заблуждение непостоянных. Но на этот раз они не смогли сотворить чего-либо подобного; им не удалось применить [свое колдовство] и устрашить мужа Божьего, и победить его, ибо знамением Святого Креста все силы их были скованы, а [чары] заперты. Тогда начал говорить святой епископ-законоучитель. Он сказал князю гуннов и вельможам: «Я не боюсь нисколько и не страшусь, не беспокоюсь об их суесловии. Они, лишенные надежды на истинную жизнь в Боге, думают устрашить и меня своим языческим колдовством, как и всех других суеверных. Я не боюсь ни капищ ваших, ни высоких деревьев, которые изменят свой вид передо мной. И я буду действовать бесстрашно, открыто, на виду у всех, уповая на благодать Святого Креста Христова. Я избавлю ваши сердца от сомнений и от заблуждения поклонения деревьям, которые сами по себе ничто и ничего не могут сотворить: ни зла, ни добра, ни вознаградить служителей [своих], ни наказать врагов, в чем сами убедитесь на примере немых идолов увидев своими глазами, как я разобью их вдребезги своими же руками и брошу под ноги на попрание людям». С этими словами епископ приказал священникам взять в руки топоры, опуститься на колени и помолиться Богу, читая следующий псалом: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». Затем он осенил знамением креста высокие деревья, посвященные скверному Аспандиату, после чего священники двинулись в рощу и повалили все деревья. [Епископ] тут же велел перевезти бревна в город Варачан. Пригласив к себе искусных мастеров по дереву, он приказал изготовить из круглых бревен прекрасный крест. Вырезав [из дерева] раз-личные изображения, прикрепили их к кресту, украсили великолепными орнаментами и весь, сверху донизу покрыли лаком. А также с правой стороны его, сверху донизу, один за другим он разместил и прикрепил большими гвоздями сверкающие, великолепные кресты [серебряные]. В нижней части креста была сделана квадратная выемка, с двустворчатой дверцей, на которой была вырезана лилия. Туда и поместили серебряный футляр, в форме креста с частицею Креста Господня. Соорудив крест и снабдив его различными и чудесными украшениями, он установил этот крест для обетов и молитв восточнее царского дворца и сказал: «Поклоняйтесь Господу, Творцу вашему, перед животворящим этим крестом. Вы, что по невежеству своему раньше поклонялись древу этому, ели мясо и пили кровь животных, принесенных в жертву дэвам перед этими деревьями, поклоняйтесь теперь этому Кресту и невидимому Богу. Ведь вместо посвященных деревьев воздвиг Он Крест свой во вселенной. Вместо крови жертв Он отдал свою кровь во искупление [грехов] наших. И я знаю, что все, что вы ни делали в прошлом, делали по невежеству своему. Впредь сами приближайтесь к престолу благодати Божьей, сбросьте с себя все тяжкие пороки вашего язычества, и да будете вы достойны носить ризу светлой славы». И благоверный князь гуннов, услышав все это вместе со [своими] вельможами, еще больше ободрился в любви и страхе перед Богом. Он увидел и то, что ничего из того, чем грозили колдуны, не сбылось, и деревья близ капищ не причинили ему [Исраилю] никакого вреда, и не постигли его ни тяжкие недуги, ни смерть. Но, напротив, [епископ] еще больше просветлел и ревностно усердствовал в служении Христу. Тогда и они более укрепились в вере и стали внимать словам его учения. И повелел князь властью своей высокой схватить поклоняющихся сатане и дьяволам колдунов и ворожеев, вместе с главными жрецами, связать им руки и ноги и привести их к мужу Божьему. [Когда это было сделано], он отдал их в руки епископа. Тот повелел некоторых из них сжечь на кострах на перекрестках дорог и улиц, чтобы показать [всем], как бессильно суетное колдовство, а некоторых бросил в темницы, и, [таким образом], вся страна избавилась от суетных верований и покорилась наилегчайшему игу служения Христу. Он повелел также снять и выбросить вон золотые амулеты, которые носили на себе язычники. А сам на глазах у всех своими руками мял и скручивал их, придавая им вид креста, и тем самым показал всем свою праведность. Все эти порядки были установлены в дни святого сорокадневного поста при многотысячном царском войске гуннов, а было это подготовлено и устроено рукою епископа [Исраиля], волею Господа Бога, внушением Духа Святого, благодаря чему еще более распространилась благодать даров неизреченной славы Христа. Многие из верховных жрецов и главных колдунов были еще в оковах и находились в темнице, когда настало светлое утро святой Пасхи. И вот, по желанию князя Илитвера созвали всех горожан и там, на площади, назначили судилище. Обеим спорящим сторонам была дана возможность [высказаться] перед многочисленным собранием народа. Начал епископ. Держа в руках Божественное Писание, он заговорил словами [божественного] учения, строго браня и осуждая их. А жрецы, жалкие служители суеверные, сгорали от стыда перед Крестом Господним, который епископ все время держал в руке, [они] трепетали и впали в отчаяние. [Затем] они стали поносить себя, признавая свои грехи, [поклонились епископу] и обратились в истинную веру. Пагубные кости чар они отдали епископу, предали огню, удостоившись тем самым возрождения из святой купели. А когда князь гуннов увидел все это, то со всем множеством народа еще более укрепился в любви к вере Христовой, оставив вовсе скверные суеверия, и в день освещения Креста, установленного епископом при царском дворце, князь и все вельможи совершили жертвоприношение. И когда священники собирались воспеть благословляющие песни над дарами перед Крестом, епископ обратился к князю [со словами]: «Обет любви своей, которую ты питаешь к Богу, исполни сегодня перед Господом, дабы примирить Его с вами. Упраздни беззаконие, чтобы не было больше никаких препятствий [на пути богопочитания]. Теперь вот Святой Дух испытывает этих старших жрецов, и вы, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И вот согласитесь со мной: в этот великий день [праздника Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище чопа, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старейших жрецов. Они должны пойти туда с проклятиями и сжечь [кладбище-рощу], лишь после того они могут быть крещены и причащены». Когда благочестивый князь гуннов услышал все это, то немедленно поручил ему разрушить капища. Тогда епископ и князь отправил некоего Моисея, искусного мастера, вместе с другими иереями разрушать и сжигать капища, и, [в самом деле], с помощью сонма главных жрецов, они подожгли и вообще уничтожили все скверные капища идолов. Сам епископ взобрался на возвышенное место напротив идолов, опустился на колени, осенил их знаменем Господним и тотчас поднялся сильный ветер, раздул пламя, огонь охватил и уничтожил высокое капище и скверные черепа и шкуры. [Затем] с великим ликованием они вернулись оттуда в город и приняли светозарное крещение. И день этот князь и вельможи сделали [самым великим] праздником из всех праздников и [самым большим] собором из всех соборов»363. Пришло время епископу Исраилю возвращаться назад. Посовещавшись со своими приближенными, Алп-Илитвер послал к Исраилю просьбу от знатных вельмож страны своей и всего народа, чтобы святитель остался в пределах их царства. На это предложение епископ Исраиль отвечал: «Я не вправе сделать этого без [позволения] великого первосвятителя Албании, святого Елиазара. Это в его власти. Я же имею свою епархию, как я могу оставить свою паству, которую Бог поручил мне пасти? О вас же да позаботится Господь Христос по человеколюбию своему, умножит и благословит, и даст вам пастыря по вере вашей, который будет блюсти вас согласно Евангелию Христа». Но посланники дважды, трижды повторили свою просьбу. Тогда сказал им епископ: «Повремените же до тех пор, пока с благоволения Бога вернусь я в свою страну, к благочестивому чаду моему, Вараз-Тиридату, князю Албанскому, и к святому католикосу. И если будет угодно Богу и им, то Бог исполнит вашу просьбу. То, что вы обещаете мне, это не честь для меня. [Напротив], я счел бы за славу и за счастье и ликовал бы в Господе, если бы вы жестоко пытали и замучили меня здесь. О своем же намерении вам следует письменно сообщить всему народу Албании и первосвятителю Елиазару, ибо еще со времен святого Елисея, принявшего рукоположение от святого Иакова, брата Господня, и по сей день северо-восточному краю дан апостольский престол от Иерусалима – города богообитаемого. И вы сопредельны с этой Поместною Церковью, и без согласия и совета всех сопрестольников, отцов и братьев моих, как можно мне так поступить? Ведь дело это новое и весьма велико его значение!»364. Услыхав от епископа Исраиля все эти слова, они исполнили его желание и с почестями отпустили его в свою страну. Хазарский князь Алп-Илитвер направил Вараз-Тиридату, албанскому католикосу Елиазару и армянскому католикосу Сааку (677-703) письма, в которых сказано, что только при условии, если епископ Исраиль останется у хазар и возглавит там Церковь, «то между нами [хазарами] и вами водворится несокрушимая любовь»365, «…то прекратятся набеги диких народов наших на страну вашу, по причине единоверия»366. Армянский католикос Саак в своем ответе хазарскому кагану в частности написал: «Теперь вот нам тяжело и трудно не исполнить просьбы вашей, но есть причины тому: он же (епископ Исраиль – А.Н.) под властью престола не нашего, но престола Албанского. Мы хотели бы и согласны, чтобы он всегда был с вами, но право и власть над ним имеет наш сопрестольник Елиазар, первосвятитель Албании. Это его дело»367. Вараз-Тиридат и албанский католикос Елиазар также полагали, что при сохранении епископа Исраиля на положении «посредника», действующего между двумя странами, можно надеяться на длительный мир с хазарами: «Он (Исраиль – А.Н.) не может совсем оставить доверенную ему Богом паству и быть с вами. Но мы велим ему, чтобы он, по мере сил своих, приезжал к вам и возвращался и утвердил вас в вере Христовой, и сохранил нерушимую любовь, которая установлена между нами. На это мы согласны, ибо, будучи посредником между нами и вами, он положит конец вражде и утвердятся любовь и мир между нами»368. Албанский историк сообщает, что «блаженный епископ [Исраиль] по приветливому нраву своему добровольно согласился поехать к гуннам, устраивал обе страны и попечительствовал [также] над новообращенной паствой Христовой, чтобы твердо сохранить обет и условия союза с ними»369. Однако кратковременный мир между хазарами и албанами был вскоре нарушен. Воспользовавшись ослаблением контроля арабов над северными странами, так как в халифате после смерти халифа Муавии происходили междоусобные войны, а также забыв о единоверии с албанами, хазары в 685 году совершили очередное опустошительное нашествие на Албанию370. Разорив страну, захватив добычу и пленных, хазары возвратились на свои земли. Из повествования албанского историка Моисея Каланкатуйского перед нами открывается одна из сторон жизнедеятельности Албанской Церкви в VII столетии – миссионерство среди язычников-хазар. Нельзя с достоверностью говорить о больших исторических успехах этой миссии, так как в дальнейшем хазары отмежевались от воспринятого ими христианства. Но в то же время мы не имеем права говорить и о бесполезности проповеди албанских епископов среди хазар, ведь о христианстве среди народов Северного Дагестана мы находим упоминания вплоть до XII века371. Еще одна деталь к общей картине истории Албанской Церкви – в один из самых сложных и трудных периодов своей истории у нее достает духовных сил и мужественных подвижников, которые становятся носителями и проповедниками евангельского учения и среди зороастрийцев-персов, и среди воинственных язычников-хазар. 358Моисей Каганкатваци. История агван. Перевод Патканова К. С-Пб., 1861. кн.II, гл.10.
|
|
|
|