Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
Уважаемые посетители!
С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес
pravoslavie.az
Текущий же сайт является архивным.


Албанский католикос Виро

Итак, в VII веке политическая ситуация обусловила появление в Албании новой царской династии Михранидов.

В защите западных границ от вероятных вторжений Византии Сасаниды не могли рассчитывать на местных албанских князей и решили положиться на новых владетелей Гардмана – Михранидов, которые религиозно и политически были близки Ирану. Но надежды Сасанидов относительно албанских Михранидов не оправдались. Михраниды оставались персами в течение не более двух поколений, после чего приняли христианство, сроднились с местной албанской знатью и приобщились к албанской культуре и языку, т.е. албанизировались339 .

Воспользовавшись ирано-византийскими войнами, население Албании в 603-604 годах восстало против Сасанидского владычества. Восстание это было жестоко подавлено Хосровом II. Многие из представителей албанской знати погибли или были уведены в плен. Только албанский католикос Виро (595-629) остался в живых благодаря заступничеству шахини Ширин – жены Хосрова II, которая была христианкой. Царица Ширин «после многих стараний получила жизнь его [Виро] в подарок от царя»340.

По свидетельству Себеоса Ширин «построила церковь при царском дворе, назначила священников и служителей, и снабдила их всем необходимым». По свидетельству того же историка «при царском дворе смело исповедовали христианство, священники читали проповеди, и никто из главных магов не смел им препятствовать»341.

Албанский историк следующими словами описывает личность главы Албанской Церкви: «Виро, муж гениальный и премудрый, знаток философии; язык его искусный был подобен перу скорописца во время мудрых бесед с царями и вельможами при советах, а скромная речь его была понятна слуху вельмож и простолюдинов. Держал свою речь он по примеру мудрецов и [часто] приводил их притчи. Сочинял и нанизывал притчи своих уст [на нить речи], как [ювелир] оправляет жемчуг в золото. В частности, большого искусства он достиг в переводах с персидского языка, которым овладел за те двадцать пять лет, в продолжение которых он находился в заключении при дворе Хосрова»342.

Хосров, уступив мольбам супруги, согласился оставить в живых католикоса Виро, который был оставлен при царском дворе. Однако Хосров поставил условие, что Виро до конца своей жизни не возвратится в страну свою, но останется под стражей при дворе. По сообщению историка Хосров «не отнял у него доходов патриарших и не лишил его сана католикоса».

Находясь в заточении, албанский католикос Виро добился от Хосрова II распоряжения о даровании албанским князьям из династии Михранидов титула «владыки Гардмана и князя Албании». Это право было получено при Вараз-Григоре, когда он стал первым князем всей Албании.

Хосров «хранил его (Виро – А.Н.) как драгоценный сосуд и оберегал его как [берегут] быстроногого коня на день войны и сражения, до тех пор, пока не истек срок его изгнания и не приблизились мучительные и страшные удары от рук жестоких врагов Алуанка. Тогда отправил [Господь] его, как некогда Моисея из земли Мадиамской (Исход, 4, 19), чтобы, вернувшись [из плена], спасти [свой народ] от рук народа жестокого и развратного»343.

Благосклонное отношение Хосрова к Виро объясняется тем, что Хосров II вообще окружил себя христианами. Одна из его жен была византийская царевна Мария, другая – христианка из Хузистана, вероятно сирийка, Ширин – прославленная героиня многих произведений344. Невзирая, однако, на свое христианское окружение, Хосров оставался последовательным проводником политики Сасанидов – политики отторжения Закавказских стран от Византии. С этой целью он в 612-614 годах созывает известный Персидский Церковный Собор подвластных ему христиан, где официально признанным христианским вероисповеданием было объявлено монофизитство345.

В 628 году Хосрова постигла насильственная смерть, а на персидский престол был возведен его сын Кавад II, который заключил мир с византийским императором Ираклием и вернул ему захваченные Хосровом земли. Одновременно с мятежными албанскими вельможами был освобожден из 25-летнего заключения албанский католикос Виро.

«И вот, когда, оставив двор [персидский], он возвратился на родину свою, то с благоговением везде припадал и прикладывался лицом к дверям церквей своей епархии, падал на пол и коленопреклоненно лил слезы ручьями на землю. Затем, поднявшись, он ободрялся сам и утешал тех, кто был при нем, благодаря Бога за то, что спас Он его от клыков львиных и даровал ему [радость] еще раз увидеть своды святых церквей. Он думал отдохнуть немного и утолить тоску долголетней разлуки по нежно любимой [родине]. Но ему предстояла великая скорбь, старания и труды, [суждено было] еще увидеть разрушение [страны], которое должно было совершиться вскоре»346.

В это же время византийский император Ираклий находился в Закавказье. Согласно грузинским летописям347, Ираклий в городах Мцхета, Уджарма и других местах проводил политику преследования не только зороастрийцев, но и монофизитов. В 628 году Ираклий прибыл в Албанию в область Гардман, где по его приказу албанский князь Вараз-Григор и его народ в местечке Лал348 приняли православие.

Успешные персидские походы Ираклия 623-628 годов, которые нередко сравнивают с блистательными походами Александра Македонского349, привели к победе над Персией, вернули Византии ее еретичествующие восточные провинции. Желанием Ираклия было восстановление церковного единства в Византийской империи, а также в подчиненных ей странах Кавказа путем утверждения православия350.

Албанский историк обходит молчанием событие принятия халкидонских постановлений албанским князем Вараз-Григором, как представляется, по следующей причине. Католикос Виро был убежденным монофизитом, и переход в православие Вараз-Григора должен был быть для него весьма неприятным фактом, а история этих годов была, по мнению исследователей351, написана самим Виро, сочинение которого и использовал Моисей Каланкатуйский.

В 628 году хазары вновь напали на Закавказье. Хазарский Коган Джебухакан направил в Албанию своего сына Шата. Албанам, чтобы уцелеть и не подвергнуть страну разорению, было предложено добровольно сдаться хазарам. Находящийся в Партаве католикос Виро пытался задержать ответ хазарам. В крепость Чараберд (Джраберд), где находился католикос Виро, к этому времени собрались вельможи и духовенство: «католикос собрал к себе всех главных вельмож из племени царей страны нашей, начальников областей, старост деревенских, священников, диаконов, при-четников и всех, оказавшихся в то время в крепости»352. После обсуждения вопроса о сдачи хазарам, по совету Виро, было решено идти к Шату и просить его приостановить разрушения и грабеж и поднести ему и его окружению ценные дары. С этой целью Виро осведомился у прибывшего к нему наставника царевича Шата «об именах вельмож и князей, воевод и полководцев, начальников каждого племени их войска, о высоком или низком их положении, чтобы знать, какие подарки им поднести. Он разделил подарки по именам их, сделал на них надписи и опечатал их». В окружении некоторых неустрашившихся посещения хазарской ставки албанских вельмож Виро отправился к Шату. Хазары находились в Ути, где расположились большим лагерем, недалеко от Партава. Шат ласково встретил старого Виро, принял дары и после беседы с ним приостановил набеги и грабежи, выдал пленных, но при этом сообщил, что отец его, Джебухакан, получил «три эти страны – Албанию, Чор и Лпник – в вечное владение»353.

Из этого текста мы узнаем, что и в VII веке еще входившие в состав Албании территории Чор и Лпник пользовались, по-видимому, какой-то внутренней самостоятельностью, что давало, быть может, основание перечислять их после упоминания Албании. Кстати, в VII столетии и предстоятель Албанской Церкви именуется «католикосом Албании, Чора и Лпник»354.

Некоторые исследователи полагают, что в 629-630 годах – на последнем году жизни католикоса Виро, албанский князь Вараз-Григор становится на сторону монофизитов355. Несмотря на кажущуюся очевидность принятого Вараз-Григором шага, историк Р. Геюшев приходит к справедливому выводу, что «Михраниды остались верны Византии во всех отношениях, потому что именно при помощи Ираклия они овладели всей Албанией и приняли религию своего сюзерена»356.

Скорее всего, Вараз-Григор считал себя приверженцем монофизитства после крещения его католикосом Виро, находящемся еще при персидском дворе, но уже несколько лет спустя, сообразуясь с политикой Византии по отношению к монофизитам, Вараз-Григор утверждается в православии.

Исходя из исторических реалий того времени, представляется более вероятным, что император Ираклий все же достиг воссоединения Албанской Церкви с восточным православием, которому Албанская Церковь оставалась верной до начала VIII столетия. Но все это, к сожалению, происходило на фоне начала завоевательного движения арабов и распространения монофелитства357.

   Вверх, к началу страницы

339См. Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С.196.
340Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.14.
341Себеос. История. Ереван, 1939. с.76-77.
342
Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.14.
343Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.14.
344См. Себеос. История. Ереван, 1939. гл.XI.
345См. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. с.295.
346Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.14.
347См. Такайшвили Е. Источники грузинских летописей. СМОМПК. Т.28, с.128.
348См. Еремян С.Т. Заметки к тексту «Хроники Сумбата». Изв.АрмФАН СССР, 1941. №9, с.27-28.
349См. Васильев М.А. Лекции по истории Византии. Петроград, 1917. т.1, с.184-185.
350См. Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С.201-202.
351См. Артамонов М.И. Очерки древней истории хазар. Л., 1936. с.59-60.
352Моисей Каганкатваци. История агван. Перевод Патканова К. С-Пб., 1861. кн.II, гл.14.
353Моисей Каганкатваци. История агван. Перевод Патканова К. С-Пб., 1861. кн.II, гл.14.
354См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.242-243.
355См. Свазян Г.Х. Агванк в 7-8 веках: автореферат, дис…канд.ист.наук. Ереван, 1975. с.19.
356Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. с.77.
357См. Карташев А.В. Вселенские соборы. С-Пб., 2002. с.403.

<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >>

 


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика
| Епархия | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом |