Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
Уважаемые посетители!
С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес
pravoslavie.az
Текущий же сайт является архивным.
На главную / Библиотека / Православные святые / Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

14 января Православная церковь отмечает день Василия Великого (330 - 379), епископа Кесарии Каппадокийской. В православных храмах до сих пор существует тот вариант литургии, который был разработан этим отцом Церкви. Василий Великий известен также как покровитель монашества, борец против арианской ереси, автор "Бесед на шестоднев", содержащих основы христианской космологии и некогда невероятно популярных в России, а также пастырских руководств, наставлений и проповедей. Известны его доказательства преимущества духовной, христианской мудрости над мудростью светской - античной наукой, известно чрезвычайно важное для становления христианства обоснование и строгое определение понятия Пресвятой Троицы. Это, вслед за Георгием Флоровским, смело можно назвать богословским подвигом.

Василий Великий принадлежал к знатному каппадокийскому роду, отец его был известным ритором в Неокесарии; человеком же, оказавшим на будущего подвижника сильнейшее духовное влияние, была его бабка Макрина – почитательница св. Григория Чудотворца. В семье было десять человек детей — пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина — образец аскетической жизни, Григорий, впоследствии епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, и праведная Феозва — диакониса. В Афинах, после Кесарии и Константинополя, св. Василий продолжал свое образование и изучал многие науки, в том числе философию и медицину, получил навыки блестящего оратора. Здесь же он встретился и подружился с Григорием Богословом. Вернувшись домой в 354 году, св. Василий сделался ритором, но вскоре желание уйти от мира, давно уже одолевавшее его, победило, он отказался от мирской жизни и принял крещение. После этого он путешествовал по Сирии и Египту, затем снова удалился в пустыню, устроив около Неокесарии свое первое общежитие. В 364 году стал священником и ближайшим сподвижником Кесарийского епископа Евсевия, после смерти которого в 370 году к св. Василию перешла епископская кафедра.

Он был замечательным пастырем, не только волевым и строгим, но и милосердным. Во время страшного голода 368 года он продал свое наследственное имение и раздал все деньги голодающим. В суровый для Церкви период он не только сам удержался на своей кафедре, но сумел объединить других восточных епископов.

Василий Великий - родоначальник малоазийского монашества, видевший в монашеском образе жизни "образ жизни по Евангелию". Велико и его богословское наследие. Он любил повторять библейское выражение "внемли себе": "Точное наблюдение самого себя даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если "внемлешь себе", ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом некоем мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".

Св. Василий возложил на себя и выполнил великую богословскую задачу - точное и строгое определение троических понятий, устранение недосказанности учения о единстве Божием, оставшегося после Никейского собора. Вместе с другими каппадокийцами он точно установил и обосновал термины, построил из них стройную систему.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский, в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством».

Без труда нельзя войти в Царствие Божие
(Слово святаго Василия Великого)

Несомненно все мы желаем войти в Царствие Божие, но далеко не все подвизаемся для достижения его. Многие говорят: "Господь милостив: Господь всех простит, всем даст блаженство!" и, говоря так, пребывают в лености, ничего не делают для своего спасения. Такие люди ошибаются. Положим, правда, что Господь милостив; но ведь несомненная истина и то, что царствие Божие силою берется, и только употребляющие усилие достигают его. По-этому пусть ленивые знают, что без труда блаженства не получат; а получают оное лишь те, которые постоянно для своего спасения трудятся, мужаются, борются, не поддаются соблазнам и искушениям мира, и по заповедям Господним поступают. Св. Василий Великий говорит: "Войти в Царствие Небесное мы желаем, а о том, что нужно трудиться для достижения его, не думаем. Заповеди Господни не исполняем, с грехами не боремся и лишь о суете одной помышляем. Скажите: тот, кто во время сеяния сидел дома или спал, может ли во время жатвы получить какой-нибудь плод с поля? Или может ли для себя собирать виноград тот, который не насадил виноградника? Итак, плоды принадлежат тем, которые трудились; чести и венцы тем, которые победили. Никто не венчает ратоборца, который не победил противника или не пострадал. Поэтому не должно оставлять и что-нибудь от заповедей Бо-жиих, но исполнять каждую из них, как и повелено"...

Как сказал св. Василий, так оно и на самом деле, есть. "Однажды, - говорится в Прологе, - иноку Афанасию пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этою мыслью он почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел к нему и сказал: "ступай за мною", привел его в какое-то чудное, исполненное света, место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал Афанасий, что множество людей находится за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же он и явившийся ему стали стучать в двери с целью войти в оные, изнутри некто спросил их: "чего хотите вы?" Путеводитель отвечал: "мы хотим пройти чрез двери". Голос же изнутри сказал им: "никто пребывающий в лености не входит сюда; но если хотите взойти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного Мира".

Не утешайте же себя, ленивые, суетною надеждою спастись без труда. Не собирают, как слышали, хлеба не сеявшие, не рвут винограда не насадившие его и не венчаются не победившие и не пострадавшие. И блаженны, говорит Господь, не те рабы, которых господин найдет спящими, а те, которых Он найдет бодрствующими. Только для последних Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им. А ленивым где место? Ленивого раба, говорит опять Господь, выбросьте во тьму кромешную; там будет плачь и скрежет зубов. Видите ли же, как суетна ваша надежда и как несостоятельно ваше самоутешение? Оставьте же напрасные мечты и перемените леность на труд спасительный и беспечность на заботу о спасении души вашей. Только тогда надежда ваша на получение Царства Небесного не тща будет, и только тогда явит вам Господь милосердие на суде Своем. Аминь.

Библиотека

Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика
| Епархия | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом |